Ассистент свадебного фотографа (секонд-шутер). Второй фотограф или лишний на свадьбе?

Ни для кого не секрет, что существует такое явление на свадьбе, как ассистент свадебного фотографа (секонд-шутер; второй фотограф на свадьбе). Да, часть фотографов работают с помощниками и при определенных условиях это способствует получению дополнительного визуального решения свадебного дня, бэкапу снимков и развязывает руки основному фотографу.

Но одновременно с этим, второй фотограф на свадьбе может усложнять работу, могут появится вопросы, связанные с квалификацией ассистента, надежностью, отвлечением внимания основного фотографа, а также вопросы авторских прав на фотографии.

Рассмотрим преимущества, недостатки и примеры работы с вторым фотографом на свадьбе.

Ассистент свадебного фотографа дает возможность получить дополнительные фотографии.

Способный ассистент, работающий в тандеме с опытным свадебным фотографом, дополнит свадебную историю. Например, во время передачи невесты от ее отца жениху, первый фотограф может активно работать с женихом, который ожидает невесту, в то время как второй фотограф делает фотоснимки невесты и ее отца, которые приближаются к месту встречи.

Два трудолюбивых фотографа, работающие вместе, могут обеспечить максимальный охват событий в течение свадьбы.

При этом хороший ассистент свадебного фотографа работает так, как будто он основной фотограф — стараясь не только следить за своей зоной ответственности, но и успевая дополнять свой набор снимков фотографиями, которые упустил ведущий фотограф. Если фотограф работает «телевиком», то секонд-шутер использует «ширик» и наоборот. Если фотограф смотрит в одну сторону, то ассистент работает «глазами на затылке» основного свадебного фотографа.

05_resize

Во время торжества, которое обычно проходит вечером, ассистент может значительно облегчить работу фотографу, если будет ловить в кадр эмоции гостей, в то время как фотограф будет работать с женихом и невестой. И наоборот. В этом случае ассистент обычно берет на себя функции фиксировать спонтанные события, которые происходят незапланированно и не являются частью основного события — поведение детей, например.

Весьма полезно объяснять ассистентам, что они выполняют ключевую роль фотожурналиста, в то время как вы, к примеру, акцентируете свои усилия на формальных или официальных портретах жениха с невестой и родственниками. Хороший секонд-шутер всегда готов подхватить инициативу, когда свадебный фотограф занят сменой аккумуляторов, карты памяти или объектива. Этот режим работы у годного ассистента должен быть «включен»по умолчанию.

Ассистент не просто помогает свадебному фотографу делать групповые снимки собирая гостей вместе и акцентируя их внимание, но и одновременно дублирует фотографии, которые снимает «первый».

Свадьбы в таких городах как Владивосток, с узкими «петляющими» улицами и плотным автомобильным движением обязательно сталкиваются с проблемой ограниченности свободы перемещения свадебного кортежа от места регистрации к месту основного празднования. В этой ситуации ассистент фотографа иногда более чем необходим. Второй фотограф поможет закрыть вопрос «нахождения в двух местах одновременно→, заранее перевезет необходимое оборудование или просто успеет перезарядить аккумуляторы, если это необходимо.

Спокойствие и относительная раскрепощенность в работе свадебного фотографа очень важны. И при этом нужно учитывать, что у «свадебщика» нет права на ошибку. Зачастую меня спрашивают о том, как удается справляться с постоянным внешним «давлением». Отчасти этот вопрос решает ассистент.

Ассистент свадебного фотографа: конкуренция, отвлечение и другие минусы.

Конечно же любое преимущество рождает риски. Работа с секонд-шутером не является исключением для этого правила.

Преимущества работы с ассистентом сопряжены с дополнительными обязанностями, неприятностями и даже серьезными вопросами авторства. Разберем некоторые из них.

§1. Необходимость постоянного слежения за перемещением друг друга. В идеале, конечно, ни один, ни второй фотограф не должны попасть друг к другу в кадр. При этом предполагается, что и количество
свадебных фотографий с одним и тем же сюжетом должно быть сведено к минимуму. Это приходит только с мучительным опытом работы.

§2. Ассистент обычно несет дополнительную ответственность за постпродакшн, что вносит дополнительный риск для всего предприятия. Руководить ассистентом во время съемки — отвлекаться от
съемки.

§3. Сложно найти себе в помощники человека с таким же стилем. Если ваш стиль уникален, и вы абсолютный гений (среди свадебных фотографов Владивостока таких примерно 99% шутка), то задача сложнее
втройне. Значительная часть фотографий подвергнется отбраковке из-за их несоответствия друг другу по компоновке, углам и подаче.
Кто-то из свадебных фотографов Владивостока решает эту проблему своей «авторской» обработкой. А это означает, что c каждой свадьбы нужно отобрать и обработать дополнительные несколько
тысяч кадров, что серьезно увеличивает сроки предоставления готового результата клиентам.

§4. Вопрос стоимости работы второго фотографа. Очень щекотливый момент. Бывает сложно объяснить почему ваша работа, к примеру, стоит 50 000 руб., но при этом стоимость работы вашего ассистента
обойдется в 5000 руб. Да, вы будете делать всю работу, начиная от привлечения клиентов и заканчивая обработкой, но такие «мелочи» не всегда очевидны для людей. А вет так заманчиво
получить профессионала за 5000 руб. на весь день! Это так заманчиво, что иногда ассистент и свадебный фотограф вынуждены прекратить коммерческие отношения друг с другом. История знает такие случаи.

§5. Работа со вторым фотографом обязательно сопряжена с риском конкуренции. Оба светописца работают на одном поле, с одним и тем же объектом, но один из фотографов уже имеет собственное дело, а
второй подчас только мечтает о нем и довольствуется относительно небольшим гонораром. Кто-то считает, что эта проблема не так важна, но полагаю, что подчас эти фотографы иногда лукавят. Конкуренция
есть всегда. Практика показывает, что иногда случаются не совсем приятные случаи, когда в качестве второго фотографа (ассистента) на свадьбу фотограф-хедлидер приводит человека, с которым молодые
уже встречались, и он им не понравился как специалист.

Из-за перечисленных причин ряд свадебных фотографов предпочитают работать в одиночку, успешно снимая сотни свадеб и не испытывая вышеперечисленных проблем. Фотожурналисты, например, также
работают в одиночку и могут задать себе вопрос — почему этот подход не могут себе позволить свадебные фотографы.

Интересный случай из практики.

История знает один неприятный случай, который произошел относительно недавно. В этом инциденте свадебный фотограф исчез, оставив своих клиентов без фотографий. Адвокат одного из клиентов стал
преследовать ассистента фотографа, который в свою очередь также нанял адвоката, ожидая ответственности. В конце концов, было заключено соглашение, которое освобождало ассистента от ответственности
в обмен на предоставление компакт-диска с фотографиями (после определенного времени на ожидание, во время которого свадебный фотограф может объявится). Сейчас ассистент составил особое приложение к
договору, которое освобождает его от всякой ответственности при возможных форс-мажорных обстоятельствах, которые могут случиться с основным свадебным фотографом.

Работа по найму и вопросы, которые с этим связаны.

Работа с ассистентом, который имеет свое дело почти всегда приводит к появлению вопросов использования свадебного фотоматериала. Недоразумения, а также глупые амбиции могут привести к проблемам
для обоих.

Считается, что все авторские права на свадебные фотоснимки принадлежат основному свадебному фотографу. Если все же ассистент имеет доступ к фотографиям, то какой вариант их использования в
самопродвижении можно считать приемлемым?

По этому вопросу нет единых мнений, поэтому этот пункт должен быть подробнейшим образом изложен на бумаге в виде договора. Распространены случаи, когда ассистенты, побывав на паре свадеб,
начинали сольную карьеру, выставляя на всеобщее обозрение фотографии, которые были сделаны ими из-за плеча именитого свадебного фотографа. Для исключения подобных случаев в письменном соглашении,
регламентирующем использование фотоматериалов, рекомендуется указывать, что «Фотографии сделаны ассистентом Х по заказу фотографа Y».

В заключение напишу, что в работе со вторым фотографом-ассистентом есть неоспоримые плюсы, и стоит все же полагаться в основном на свой жизненный опыт и веру в людей. Хороших людей, которые
могут быть еще и товарищами по любимой работе. Таких людей гораздо больше.

© Хардин Александр.
При использовании материала потрудитесь узнать — не против ли автор.