Съемка с использованием широкоугольных или длиннофокусных объективов лежит в основе вашего подхода к свадебной фотожурналистике — в способе повествования,
в формировании композиции, в основном сообщении, которое вы хотите донести фотографией и даже к тому как субъекты, изображенные на фото, будут соотносится друг с другом.
Как такового спора о выборе единственного правильного решения на самом-то деле нет. Есть недостатки и преимущества и у объективов с малым фокусным расстоянием, и у длиннофокусных, поэтому
вопрос их уместного использования зависит лишь от вашего видения ситуации и от вашего подхода, как свадебного фотографа, к отображению происходящего.
В этой статье будут перечислены мнения некоторых топовых фотохудожников относительно использования «шириков» и «телевиков», а также их методах, предпочтениях и рекомендациях по использованию фокусного расстояния как инструмента для эффективного повествования истории свадебного дня.
Широкий угол.
Подавляющее большинство именитых свадебных фотографов используют объективы с разным фокусным расстоянием, но львиная доля фотожурналистов предпочитает все же широкий угол. Разброс фокусных расстояний тут ограничивается доступными автофокусными объективами с диапазоном значений от 16 до 35 миллиметров. При этом чем меньше значение у объектива, тем выше вероятность захватить большую часть сцены со всеми ее объектами, их реакцией на происходящее и эмоциями, которые делают рассказ свадебной «картинки» насыщеннее и интереснее.
Часть фотографов высказывает мнение, что компоновка снимка «широкоугольником» сложнее, но результат и «магия» такого снимка обычно лучше, чем у фотографии, полученной «длинным» объективом.
Другая группа свадебщиков склоняется к использованию объективов с нормальными фокусными расстояниями, мотивируя это тем, что результат таких съемок получается сбалансированным. Эта группа свадебных фотографов, тем не менее, все же склонна использовать «широкоугольники» для фиксации некоторых сверхдинамичных сюжетов, требующих широкого восприятия общей сцены. Таким образом, они показывают события, которые происходят непосредственно вокруг главного объекта съемки и реакции этих объектов друг на друга.
Неудобства при съемке объективами с небольшими фокусными расстояниями связаны в первую очередь с геометрическими искажениями, которые они создают. Объекты по краям кадров кажутся непропорционально огромными, ноги короткими, а носы с руками непомерно большими. Такие кадры редко нравятся дамам. Помимо этого в кадр могут попасть нежелательные объекты. При съемке «широкоугольниками» сложно выделить главный объект. Съемка усложняется еще и тем, что нельзя помещать значимые объекты к краю кадра из-за геометрических искажений.
Длиннофокусные объективы.
Эти объективы дают больше свободы действия объектам фотосъемки, при этом делая фотографа незаметным для них. Это не все преимущества.
Использование этого инструмента позволяет практически полностью эффективно изолировать предметы от окружения, в котором они находятся. Фактически такие фотографии рассказывают только о том, что происходит непосредственно в фокусе.
Очевидным недостатком этих объективов можно считать то, что в большинстве случаев (не во всех) идет игнорирование контекста фотоснимка. Окружение не вовлекается в общую картину снимка, нет информации о том кто и что еще было вокруг главного объекта. Свадебный фотограф, который пользуется этим инструментом, фактически вынужден только подглядывать за происходящим, красть интимные моменты, фиксировать отдельные важные детали. И быть при этом чужим для фотографируемого.
Иногда такая форма работы гипертрофируется в монометод и дает на выходе множество фотографий отдельных деталей, предметов, никак не связанных друг с другом.
Стоит заметить, что при свадебной фотосъемке таким методом велика опасность того, что в самый важный момент между объективом и молодоженами вдруг возникнет кто-то или что-то, что не позволит сделать решающий снимок.
Отстраненность и реакция. Вовлечение и отвлечение.
Съемка «широкоугольником» требует работы практически вплотную к моделям, вызывая их реакцию и порой излишне провоцируя портретируемых. Чем отличается реакция людей, которых снимают «шириками» или «телевиками»?
Ярче всего реагируют на работу «ширика» люди, которые находятся в непосредственной близости от фотографа. Как вариант есть возможность во время постобработки просто убрать лишнее по краям кадра.
Подавляющее большинство опрошенных фотографов согласились, что нужен некий баланс при использовании объективов, чтобы история была полной. В самые решающие моменты нужно быть как можно ближе к жениху, невесте и их эмоциям. Одновременно нужно показать общую ситуацию. Фотографии будут абсолютно разными и одновременно будут дополнять друг-друга. Распространена методика, при которой съемка начинается с «телевиков», а заканчивается объективами с малым фокусным расстоянием — портретируемые привыкают к работе фотографа, звуку затвора при постепенном сокращении дистанции.
Полезные советы.
Носите с собой вторую «тушку» для сокращения времени, которое требуется для смены объективов.
При съемке объективом с малым фокусным расстоянием нужно научится прогнозировать ситуацию для возможности получения серии фотографий одного и того же события.
Обладатель «широкоугольника» должен оставить всякое стеснение. Будьте частью происходящего! Но не забывайте, что вы всего лишь желанный гость!
Приготовьтесь перемещаться и репозиционироваться так проворно, чтобы успевать быть везде. Делать это нужно без лишней суеты.
«Телевик» требует внимания и сосредоточенности. «Телевиком» ловят моменты, а не просто приближают объекты!
Кто-то из фотографов считает, что существует опасность того, что при длительной работе на большом расстоянии от жениха и невесты они полностью теряют связь с фотографом и это дезорганизует их — они начинают беспокоится о том, работает ли фотограф или он просто ходит неподалеку. Личный контакт очень важен.
Работа же с близкой дистанции «широким углом» даст естественные, эмоциональные кадры, но только тогда, когда вы полностью расслабите пару.
Правильное «стекло» это еще не все.
Правильный выбор объектива в той или иной ситуации позволит показать сопричастность и вовлеченность зрителя в ситуацию, заставит его переживать происходящее на фотографии так, как будто это происходило с ним самим. «Широкоугольник» даст близко подойти к естественным чувствам и эмоциям, а «телевик» гипертрофирует важность отдельных моментов, покажет и подчеркнет их значимость.
Нужно понять, что объектив это всего лишь инструмент, помогающий фотографу отобразить ситуацию, которую он видит глазом своего разума. А это зависит только от стиля съемки. Нужно успеть сохранить мимолетные моменты и эмоции. А как это сделать — решать вам как фотографу.
© Хардин Александр.
При использовании материала потрудитесь узнать — не против ли автор.