Про баланс в работе профессионального фотографа.

Сейчас расскажу очередной секрет Полишинеля.

В любой коммерческой деятельности есть как минимум две стороны заинтересованные в успешном конечном результате.

Само собой и в рекламной фотографии опытный заказчик и грамотный исполнитель делают совместные крупные шаги в сторону единой цели, которая приводит их в конечном счете и к финансовой выгоде и к увеличению репутационного багажа всех сторон.

Договорившись о том как должен выглядеть результат (цель), разбивают путь к цели эту на задачи, берут на себя обязательства и ответственности.

Опытным игрокам почти всегда заранее известно где будет тонкий лед, трудности и неопределенности в реализации отдельных задач и шагов. Исполнитель в явной форме заранее уточнит — нужно ли выполнять неявный/скрытый функционал ему самому или это не нужно или это будет сделано силами заказчика.


Предметная рекламная съемка косметической продукции
Предметная рекламная съемка косметической продукции

Если по пути возникают препятствия, за устрашение которых отвечает одна из сторон или обе в явной форме — все проактивно кидаются их устранить и устранят, поскольку взяли обязательства. В случае фотосъемки при необходимости оперативно меняют моделей, объекты, подходы, схемы, технику. В том случае если заказчика в процессе реализации не устраивает композиция, свет, ракурс, реквизит — фотограф оперативно «подруливает» в процессе и достигает нужного. Если модель не той жирности, бургер кривой или бриллиант в царапинах — заказчик обезжиривает модель или меняет бриллиант, поскольку взял обязательства. Ну или оплачивает техническую ретушь, поскольку это прописано в договоре. Так работает если обе стороны профессионалы и заинтересованы в коммерческой выгоде.


Долго мимикрировать под профессионала в этой сфере не получится — постоянные факапы, вызванные подразумеваемыми договоренностями или неопытностью, выкинут на мель корабль исполнителя, который наделал слишком много ошибок и не сделал выводов. И в этом случае заменят не бургер или модель, а фотографа — компании перестанут доверять ему инвестиции в виде денег и времени.


Крем-краска для волос Лепота | Гжель и Хохлома | Березки | Предметная композиционная фотосъёмка
Крем-краска для волос Лепота | Гжель и Хохлома | Березки | Предметная композиционная фотосъёмка

Бесценным капиталом в такой деятельности является багаж несмертельных ошибок, которые фотограф или агентство совершили на своем пути, сделали выводы и занесли в бесценный список возможных пиздецов.

Со временем матерые игроки в явной форме осознают, что большие, длительные проекты приносят больше выгоды, поскольку в них попросту не берут профанов и начинают постоянно проверять на прочность эту конструкцию, пользуясь накопленным опытом как балансиром или броней, чтобы не сорваться вниз.


Предметная фотосъемка косметических средств для маркетплейсов
Предметная фотосъемка косметических средств для маркетплейсов

Уже почти заканчиваю.

И вот тут наступает тот самый момент, когда под гнетом опыта, накопленных «производственных» травм и инструкций этот многоопытный бронепоезд отдельного заказчика или фотографа становится настолько неповоротливым и несет такие гигантские транзакционные издержки из-за отсутствия доверия к партнерам, что можно пройти рубикон и начать быть вне рынка — перестать двигаться.

Соответственно вывод такой — с одной стороны нужно время от времени калибровать свои опыты и «Stay hungry stay foolish», как завещал Джобс. С другой стороны не забывать и о регламентах и обязательных предоплатах в случае работы с мамкиными стартаперами.

Баланс еще нужен. Вот что я хотел сказать.

Всем мира.