Сейчас расскажу очередной секрет Полишинеля.
В любой коммерческой деятельности есть как минимум две стороны заинтересованные в успешном конечном результате.
Само собой и в рекламной фотографии опытный заказчик и грамотный исполнитель делают совместные крупные шаги в сторону единой цели, которая приводит их в конечном счете и к финансовой выгоде и к увеличению репутационного багажа всех сторон.
Договорившись о том как должен выглядеть результат (цель), разбивают путь к цели эту на задачи, берут на себя обязательства и ответственности.
Опытным игрокам почти всегда заранее известно где будет тонкий лед, трудности и неопределенности в реализации отдельных задач и шагов. Исполнитель в явной форме заранее уточнит — нужно ли выполнять неявный/скрытый функционал ему самому или это не нужно или это будет сделано силами заказчика.
Если по пути возникают препятствия, за устрашение которых отвечает одна из сторон или обе в явной форме — все проактивно кидаются их устранить и устранят, поскольку взяли обязательства. В случае фотосъемки при необходимости оперативно меняют моделей, объекты, подходы, схемы, технику. В том случае если заказчика в процессе реализации не устраивает композиция, свет, ракурс, реквизит — фотограф оперативно «подруливает» в процессе и достигает нужного. Если модель не той жирности, бургер кривой или бриллиант в царапинах — заказчик обезжиривает модель или меняет бриллиант, поскольку взял обязательства. Ну или оплачивает техническую ретушь, поскольку это прописано в договоре. Так работает если обе стороны профессионалы и заинтересованы в коммерческой выгоде.
Долго мимикрировать под профессионала в этой сфере не получится — постоянные факапы, вызванные подразумеваемыми договоренностями или неопытностью, выкинут на мель корабль исполнителя, который наделал слишком много ошибок и не сделал выводов. И в этом случае заменят не бургер или модель, а фотографа — компании перестанут доверять ему инвестиции в виде денег и времени.
Бесценным капиталом в такой деятельности является багаж несмертельных ошибок, которые фотограф или агентство совершили на своем пути, сделали выводы и занесли в бесценный список возможных пиздецов.
Со временем матерые игроки в явной форме осознают, что большие, длительные проекты приносят больше выгоды, поскольку в них попросту не берут профанов и начинают постоянно проверять на прочность эту конструкцию, пользуясь накопленным опытом как балансиром или броней, чтобы не сорваться вниз.
Уже почти заканчиваю.
И вот тут наступает тот самый момент, когда под гнетом опыта, накопленных «производственных» травм и инструкций этот многоопытный бронепоезд отдельного заказчика или фотографа становится настолько неповоротливым и несет такие гигантские транзакционные издержки из-за отсутствия доверия к партнерам, что можно пройти рубикон и начать быть вне рынка — перестать двигаться.
Соответственно вывод такой — с одной стороны нужно время от времени калибровать свои опыты и «Stay hungry stay foolish», как завещал Джобс. С другой стороны не забывать и о регламентах и обязательных предоплатах в случае работы с мамкиными стартаперами.
Баланс еще нужен. Вот что я хотел сказать.
Всем мира.